«На электричестве так не заработаешь, как на топливе, поэтому мэрия против троллейбусов». В Москве у памятника героям восстания 1905 года вспомнили убитые маршруты и озвучили свою версию нелюбви московских властей к троллейбусу.
На площади Краснопресненской заставы прошёл очередной митинг в защиту московского троллейбуса, под лозунгом «За удобный и экологичный транспорт». Митинги проходят регулярно, а московская мэрия вместе с Департаментом транспорта закрывают один троллейбусный маршрут за другим. На смену троллейбусам приходят дизельные автобусы, которые и ходят реже, чем ходили троллейбусы, и загрязняют атмосферу. Никаких обещанных электробусов на маршрутах пока не видно. Так что в год экологии мэрия Москвы продолжает демонстрировать свою антиэкологичность. Это подчёркивали почти все выступавшие на митинге.
Перед началом митинга корреспондент Activatica.org заметил пожилого человека, державшего в руках трафарет с маршрута 63К. Кажется, я уже видел его выступавшим на одном из предыдущих митингов. Михаил Яковлевич Гольдштейн проработал водителем троллейбуса не один десяток лет и потому приходит на все митингу в защиту троллейбуса. На самом длинном (18 км в одну сторону) в Москве троллейбусном маршруте №63, ходившем из Выхино до Лубянской площади, он работал с самого первого дня его запуска – с 31 декабря 1987 года. По этому маршруту он ездил до 2013 года. «Я считаю, что правительство Москвы ведёт политику истребления подвижного состава троллейбуса, приводя надуманные причины: будто бы электротранспорт дороже автобуса, будто бы хуже манёвренность, что он является источником пробок. По моему опыту работы могу сказать, что манёвренность троллейбусов не хуже, чем у автобусов, себестоимость, по всем расчётам, меньше. Затраты на эксплуатацию электротранспорта меньше, чем на эксплуатацию автобуса. Ведь неспроста когда-то трамвай стоил 3 копейки, троллейбус – 4 копейки, а автобус – 5 копеек, это всё считалось» – убеждён ветеран московского троллейбуса.
Водитель троллейбуса Михаил Гольдштейн. Маршрут 63К - укороченный вариант 63 маршрута, ходивший от Выхино лишь до Таганки.
Для разогрева участников митингующие сначала покричали разные кричалки (так и хочется назвать их речёвками, поскольку многие участники были молодежью, связанной с современной версией комсомола, и даже немногочисленные флаги были с изображением комсомольского значка): «Не любишь троллейбус – не любишь Москву», «Московскому троллейбусу – да, да, да; отравленному воздуху – нет, нет, нет».
– Давайте поагрессивней, мы всё-таки протестуем», – предлагает ведущий митинга Давид Бритвин. Участники смеются, но продолжают кричать более бодро: «Да – троллейбусу в год экологии», «Провода нам не мешают» и другие.
Давид Бритвин начал своё выступление с краткого экскурса в историю развития общественного транспорта Москвы, начавшегося с появления в 1872 году конки. В 1899 году конку сменил трамвай, к 1914 году расширив сеть рельсов почти по всей Москве. Автобус пришёл в Москву уже после революции, причём двигатель тогда находился прямо в кабине водителя. Троллейбус появился в столице в 1933 году, а в 1936 году он заменил на Садовом кольце трамвай, унаследовав название маршрута «Б» и прозвище «Букашка». Со временем Москва стала троллейбусной столицей мира, городом с самой развитой троллейбусной сетью. Но в 2000-х годах троллейбус в Москве начали уничтожать, с каждым годом троллейбусных линий становится всё меньше.
«Вы видите 44 трафарета уничтоженных маршрутов, это позор! Было уничтожено треть троллейбусной сети. В центре не осталось легендарной «Букашки». Наша цель – сохранить и развивать троллейбусное движение в Москве, как его развивают во всём мире», – заявляет Давид Бритвин. – «Нам пообещали заменить троллейбусы на электробусы. Этого не случилось и не случится. Электробус – нежизнеспособный вид транспорта, их эксплуатировали пять, ни один из них не показал себя с лучшей стороны. Мы предлагаем развивать электробус с динамической подзарядкой – от контактной сети троллейбуса. Но нас слышать не хотят, развивают автобус, объявляя, что они современные, стандарта Евро-5. Но это не так».
Свою версию того, почему в мэрии отдают предпочтение дизельным автобусам, а не электротранспорту, предложил бывший депутат Госдумы Владимир Родин, сославшись на свой разговор с неким чиновником Департамента транспорта мэрии Москвы. Его собеседник как-то в порыве откровенности сказал, что «на электричестве так не заработаешь, как на топливе, поэтому мэрия против троллейбусов». Судя по тому, с какой настойчивостью московские власти стараются изжить троллейбус, заменяя его на менее экономичные и менее экологичные дизельные автобусы, эта версия вполне правдоподобна.
Несколько выступавших рассказали о своих любимых маршрутах, которых они недавно лишились и выразили надежду, что когда-нибудь снятые маршруты восстановят и жителям их районов вновь станет проще добираться до метро или до места учёбы.
Дали слово и представителю науки. Кандидат химических наук Денис Завелев может говорить об электротранспорте часами (в этом корреспондент Activatica убедился подойдя к нему уже после его выступления, чтобы уточнить некоторые детали – Денис тут же прочёл целую лекцию об аккумуляторах, не смущаясь единственным числом слушателя. А во время своего выступления с трибуны Денис рассказал о нынешнем мировом опыте развития транспорта.
Химик Денис Завелев доказывает неэкологичность электробуса.
«Во всём мире сейчас активно развивается электротранспорт. В отдельных городах мира троллейбус действительно заменяют, но на трамвай, который более экономичен. А в тех странах Европы и в Китае, где вводят в эксплуатацию электробусы, ими заменяют автобусы, а не троллейбусы. Стандарт Евро-5 неэкологичен, так как предусматривает в выхлопе гораздо меньший размер твёрдых частиц, которые попадают на слизистую оболочку лёгких, способствуя развитию рака лёгких. В ряде стран Евросоюза уже приняты декларации о том, что в таких городах, как Лондон, Амстердам, Мадрид, к 2020-2025 году будет запрещён въезд в центр города любому дизельному транспорту и разрешено использование только электротранспорта. Известно, что во многих странах троллейбусные системы были ликвидированы в 50-60-х годах в угоду нефтяному лобби. Сейчас власти в этих странах осознали свою чудовищную ошибку и восстанавливают электротранспорт. А последние годы в мире массово развиваются троллейбусы с увеличенным автономным ходом. Такие троллейбусы могут ходить по маршрутам, на части которых нет контактной сети – это гораздо экологичней, чем автобус и экономичней, чем электробус».
Перейдя к обсуждению электробусов, Денис Завелев заметил, что в Москве сейчас есть лишь несколько опытных образцов электробусов, которые не оправдывают возлагавшихся на них надежд. Например, они не проезжают заявленных 60 километров, уезжая в парк заряжаться после всего лишь 30 км. Для обогрева аккумуляторов в холодное время года в электробусах используется дизельная печка с грязным выхлопом, не имеющая никакого евростандарта. Все три испытываемых в Москве электробуса показали совершенную непригодность для регулярной эксплуатации. И вообще нигде в мире нет опыта регулярной эксплуатации больших электробусов (80-100 человек) в условиях столь холодного климата, как в Москве. А в Китае, после нескольких лет экспериментов с электробусами, перешли к внедрению троллейбусов с увеличенным автономных ходом» – обрисовал мировые тенденции учёный. На основании этого Денис Завелев сделал вывод о неразумности объявленной мэрией Москвы транспортной политики по уничтожению троллейбуса и замене его на электробусы.
Закончился митинг принятием единогласно поддержанной резолюции и заявление организаторов, что они будут митинговать, пока в Москву не вернут все ликвидированные маршруты. А потом все участники выстроились с трафаретами ликвидированных троллейбусных маршрутов, чтобы поприветствовать проезжавший мимо троллейбус №35, продолжающий ходить по улице Красная Пресня.
|